23 июл. 2010 г.

О выборе темы научной работы

Продолжим наше обсуждение, начатое ещё в прошлом году. Напомню, что тема разговора — «Как выжить молодому человеку в университете». Сегодня мы поговорим о выборе темы научной работы.

Сразу оговоримся, что речь будет идти о выборе сути работы, а не названия, которое будет указываться на титульной странице. Бывает, что название работы часто меняется. Например, в прошлом семестре за две недели название курсовой работы одного студента сменилось три раза. И я уже морально был готов к тому, что к моменту защиты диплома это название сменится ещё раза два.

Начнем с того, что студент или аспирант, как физически здоровый и вменяемый молодой человек, должен быть любопытен к тем вещам, которые происходят вокруг. Это подтверждается личным общением со студентами, а также заметками в твитере и блогах, которые я читаю. Отсюда и должна формироваться тема работы — личный интерес того человека, который её исследует.

В идеальном случае тема работы будет интересна вам и вашему научному руководителю. Вы уже, наверное, догадываетесь, что так бывает только в сказке. Рассмотрим, что может препятствовать такой идеальной ситуации.

У любой работы есть несколько лиц, которые заинтересованы в её выполнении:

  1. Студент.
  2. Научный руководитель.
  3. Государство.

Мотивация студента — изучить какую-либо новую технологию, язык программирования или метод.

Мотивация научного руководителя — привлечь студента к выполнению отдельной части большого проекта. Задачи научного руководителя: а) определить множество тем курсовых работ в рамках одной дисциплины; б) поставить задачу и консультировать ход её выполнения; в) оценить результаты работы.

Мотивация государства — подготовить специалистов по требуемым направлениям для работы на местных предприятиях. Задача государства — определить перечень дисциплин, по которым проводится курсовое проектирование, а также платить деньги руководителю и студенту/аспиранту за работу.

Понятно, что уровень мотивации и участия у всех разный, и меняется от времени, места и участников.

Распространённый конфликт — непонимание или неприятие задания научного руководителя со стороны студента. Некоторые причины этого:

  • студент может не понимать суть специальности на которой он учится (например, его специальность «специализированные компьютерные системы», а мечтает разрабатывать веб-сайты);
  • студент может не видеть общей картины проблемы (например, студенту дано задание запрограммировать алгоритм диагностирования дефектов в системе на кристалле, но не пояснены важность и место этого алгоритма в цикле проектирования и производства микроэлектроники);
  • личные конфликты между студентом и руководителем.

    В первом случае студенту необходимо понять, что поступая на определённую специальность, он подписывается минимум четыре года изучать и сдавать все дисциплины, записанные в учебном плане. Сюда кроме занятий по интересующим предметам также входит множество предметов, которые покажутся неинтересными, скучными, глупыми, а иногда и полностью непричастными к специальности. Одним из интересных способов решения этой проблемы является компромисс между поставленной темой работы и желаниями студента.

    Приведу пример. Один студент был привлечён к разработке тестов для компилятора. С началом нового семестра стало известно, что ему необходимо делать курсовую работу по базам данных. Изначально в наших планах не было задач, где могли бы применяться базы данных. И нами было принято решение, что студент разработает систему автоматизированного тестирования компилятора, в которой тесты и результаты тестирования будут храниться в БД. Таким образом, интересы студента (заниматься тестированием компилятора) и интересы государства (курсовая по БД, которая включена в учебный план) удовлетворены полностью.

    Ещё один пример. Студент учится на специальности «специализированные компьютерные системы», но на деле практикует веб-дизайн и веб-программирование. Решение — тема курсовой работы «Онлайн-учебник по дисциплине». От этого выиграют все. Руководитель получит онлайн-конспект и методички по дисциплине, студент применит свои знания на практике и получит хорошую отметку.

    Во втором случае студенту необходимо однозначно дать понять руководителю, что непонятно, почему эта тема важна и актуальная. И требовать от него пояснений. Параллельно с этим следует потратить время на самостоятельное изучение вопроса. Нужно задать самому себе вопросы: смогу ли я применить эти знания на локальном рынке труда? А на глобальном?

    В третьем случае и руководителю и студенту нужно оставаться профессионалами. Несмотря на личную несовместимость, студенту нужно быть дисциплинированным, исполнительным, и довести начатую работу до завершения. Попытки саботажа ни к чему хорошему не приведут. В этом случае студент потратит время впустую (а ведь мог бы изучить и сделать что-то новое), также он рискует получить заниженную оценку и испорченную репутацию.

    Может так случится, что за время вашего обучения темы будут меняться. Курсовая была на одну тему, бакалаврская на другую, магистерская на третью, диссертация на четвертую (а потом вам надоест и четвертая, и вы смените её на пятую). Это нормально. Известны случаи, когда люди проявляли себя в различных областях. Повторюсь, важно к каждой теме подходить как профессионал, и быть в этом успешным.

    Рекомендую к прочтению

    How to Succeed in Graduate School: A Guide for Students and Advisors by Marie desJardins.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Темы

    2012 (2) амазон (1) анпакинг (1) артемий лебедев (4) атн (1) аудио (1) аэропорт (1) безопасность (3) бизнес (1) билайн (1) блог (2) будущее (2) видео (11) википедия (5) вымысел (16) гагарин (1) герман (1) гитхаб (1) гугл (3) дед мороз (1) декабрь (1) демотиватор (2) дети (2) дизайн (13) диссертация (2) документация (1) друзья (5) евпатория (1) евро-2012 (1) жадность (1) заяц (1) идея (1) имейл (1) инстаграм (1) интервью (5) интересное (20) интерфейс (13) история (7) как_выжить (4) календарь (1) капитализм (1) картина (1) кмб (6) книга (6) коллекция (4) компилятор (2) конкурс (5) космос (1) лаборатория (1) либералы (1) лингво (1) лузер (6) макаренко (2) макдональдс (2) математика (1) медиапорт (1) ментор (1) металлика (1) металлист (2) метро (7) микрософт (6) миргород (1) москва (2) музыка (3) наркомания (1) новости (17) образование (3) оптимизация (5) основы (14) открытки (3) ошибка (11) памятник (1) патриотизм (3) плагиат (1) плата (1) погода (3) поиск (1) политика (2) полтава (2) праздник (1) программирование (15) прошлое (2) путешествия (8) рейтинг (1) рендер (1) рисунок (2) русские (1) русский язык (1) сайт (4) санкт-петербург (1) сапр (7) сеть (1) си++ (1) синтез (1) системси (1) скриншот (40) социализм (1) соцопрос (3) спектрум (2) спорт (2) срач (2) статистика (1) такси (1) тбб (3) твитер (9) тимошенко (1) украина (5) униан (1) фан (30) фокус (1) фото (39) фотошоп (1) фурсенко (1) футбол (2) хабр (1) харьков (21) хнурэ (19) хобби (4) цитата (2) чехия (1) школа (1) эпл (1) эхостар (1) юмор (1) яндекс (1) clang (2) doxygen (1) english (3) ios (1) llvm (1) msdn (1) outlook (1) PHP (1) stackoverflow (1)

    Поиск

    Читатели